Школа диабета 1 и 2 типа: что это такое и чему учат пациентов на уроках

Зачем нужна школа диабета

Школа диабета 1 и 2 типа: что это такое и чему учат пациентов на уроках

Школой диабета называют лекции и/или занятия, которые проводят врачи или медсестры для пациентов с сахарным диабетом. Чаще всего они проводятся в поликлиниках или специализированных диабетологических центрах.

 Для удобства восприятия информации школы обычно разделяются на занятия для людей с сахарным диабетом 1 типа, для пациентов с диабетом 2 типа на инсулинотерапии и лиц, которые не используют препараты инсулина.

В среднем в рамках школы диабета проводится от 4 до 7 занятий по разным темам. Вот наиболее актуальные из них:
 

  • Общие знания о сахарном диабете: симптомы заболевания, причины его возникновения. В этом же разделе рассказывают, каких типов бывает диабет и чем они отличаются.
  • Питание при диабете
  • Физические нагрузки
  • Осложнения диабета —  как острые, так и хронические
  • Самоконтроль при сахарном диабете 
  • Лечение диабета

Количество человек, приглашенных на школу, тоже может варьировать, но лучше, если группа не будет очень большой – так будет проще вести беседу, комфортнее задавать вопросы. Уточните у вашего лечащего врача, проводится ли школа диабета в вашей поликлинике или другом лечебном учреждении.
 

Конечно, сейчас можно найти любую интересующую информацию в интернете. Но тут есть свои минусы. Во-первых, надо знать, что искать. Во-вторых, насколько достоверна или современна данная информация? 

Зачем посещать школу диабета?
 

  • Рассказывать о заболевании будет человек с медицинским образованием, который занимается лечением сахарного диабета
  • На школе разбираются самые важные вопросы, например, о гипогликемии и ее правильном лечении, о выборе подходящей обуви и т.д. Не факт, что вы подумаете об этом при вводе слова в строку поиска.
  • Есть возможность напрямую задать вопросы. Они могут быть у вас уже прямо сейчас, могут возникнуть во время занятия, а может и после. Но самое главное, вы можете их обсудить вживую.
  • На школе можно пообщаться с людьми, которые разделяют твои проблемы, а это всегда полезно. Можно спросить, что помогает другим пациентам, какие у них были трудности. А можно просто познакомиться с приятными людьми.
  • Во время приема в поликлинике у врача есть 12-20 минут на беседу с вами. Вернее, даже не на беседу — ему нужно еще заполнить карту и направления, а также осмотреть вас. Получается, на то, чтобы поговорить с вами о диабете остается пара-тройка минут. Что за это время можно рассказать? 

Советы для успешного прохождения школы диабета

  • Обязательно возьмите с собой блокнот или тетрадь, ручку. Вам наверняка понадобится что-то записать.
  • Если у вас есть вопросы, запишите их заранее, а записи возьмите с собой. Так вы точно не забудете спросить о важном.
  • Не бойтесь задавать вопросы. Нет неправильных вопросов: если вас что-то беспокоит, значит это важно.
  • Постарайтесь посетить полный курс. Возможно, вы пропустите нечто важное, что вам может пригодиться.
  • После занятий перечитайте то, что записали. Может быть, вам захочется о чем-то узнать более подробно. 
  • Не стоит относиться к этим занятиям как к чему-то навязываемому, «потому что врач сказал, что я должен». Извлеките из этого пользу.  

Конечно, в современном мире есть и онлайн школы диабета: на сайтах кратко и понятно написаны самые важные вещи об этом заболевании. Это очень удобно, особенно, если в месте, где вы живете, обучающие занятия не ведутся. 

Источник: http://rule15s.com/knowledge/zachem-nuzhna-shkola-diabeta

13 вещей, которые должны знать УЧИТЕЛЯ о диабете 1 типа!

Учитель – очень важная фигура для учеников. Он видит их целый день, замечает любые их изменения и проблемы.

Для родителей это очень важно, поскольку именно учитель может обнаружить важные моменты в жизни ребенка.

Диабет 1 типа – состояние, признаки которого учитель часто может наблюдать в классе, поэтому важно знать, на что обратить внимание: от опасных симптомов до размещения ребенка в классной комнате.

  • Людмила Панчук, редактор
  • access_time

1. Диабет 1 типа является аутоиммунным заболеванием

Он не связан с образом жизни или действиями ребенка или родителей. В норме поджелудочная железа вырабатывает инсулин – гормон, способствующий превращению глюкозы (сахара) в энергию.

У людей с диабетом 1 типа иммунная система атакует инсулин-продуцирующие клетки поджелудочной железы, в результате чего она не вырабатывает или вырабатывает очень мало инсулина. Уровень сахара в крови поднимается.

Человеку с диабетом 1 типа нужны инъекции инсулина, чтобы жить.

2. Частое мочеиспускание, жажда и голод – спутники диабета 1 типа

Учителя могут быть одними из первых, кто замечает симптомы диабета у ребенка. Ученик, который часто отпрашивается в туалет или попить, возможно, не просто хочет выйти из класса – у него может быть диабет. Если вы заметили что-нибудь необычное, сообщите об этом родителям или школьной медсестре.

3. Детям с диабетом целый день нужно кушать

Диабетики поддерживают нормальный уровень сахара с помощью баланса между количеством еды и инъекциями инсулина.

Прием пищи и введение инсулина расписаны по часам, и если что-нибудь из этого пропустить, может развиться гипергликемия (высокий уровень сахара в крови) или гипогликемия (низкий уровень сахара).

Ребенку с диабетом может потребоваться до- или послеобеденный перекус для поддержания стабильного уровня сахара. Также им необходим быстрый доступ к быстрым сахарам (конфете) при падении уровня сахара. Поэтому деткам-диабетикам разрешается перекусывать в классе.

4. Сладкие перекусы не запрещены

Сбалансированное и сытное питание крайне важно для контроля уровня сахара, но это не значит, что детям с диабетом нельзя кушать тортики и печенья.

Если все правильно спланировать с родительской помощью, можно съесть сладкое угощение. Пока ребенок получает нужное количество инсулина, ему можно все то, что едят сверстники.

Не нужно выводить маленького диабетика из классной сладкой вечеринки, это ранит его чувства, а не улучшит состояние.

5. Деткам можно носить с собой все нужные приспособления для диагностики и лечения

Некоторые инсулиновые помпы выглядят и звучат как мобильные телефоны, а некоторые люди используют смартфон для контроля уровня сахара и работы инсулиновой помпы.

Ознакомьтесь с оборудованием диабетиков и позволяйте детям проводить все необходимые им манипуляции.

Если пропустить какую-нибудь процедуру, это может быть опасно, а также испортит отношения как между учеником и учителем, так и между учителем и родителями.

6. Высокий или низкий уровень сахара может сказываться на поведении и познавательной функции

Дети, у которых изменяется уровень сахара, могут выглядеть агрессивными и упрямыми. Если вы заметили изменения в поведении ученика, нехарактерные для его личности, подумайте о необходимости проверки уровня сахара в крови.

7. Гипо- и гипергликемия требуют безотлагательных действий

Слишком высокий или низкий уровень сахара являются неотложным медицинским состоянием. Без соответствующего лечения оно может быстро привести к катастрофическим последствиям.

Любой ученик с диабетом должен иметь при себе набор средств для лечения таких состояний, а медсестра должна контролировать его наличие.

В начале учебного года или в момент, когда учитель узнает, что у его ученика диабет, нужно изучить план действий на случай возникновения подобной ситуации.

8. Кто-то должен отвести ученика к медсестре в случае снижения уровня сахара в крови

Когда уровень сахара падает, человек не способен ясно мыслить. Были случаи, когда ученика отправили в медпункт, а он повернул не в ту сторону и заблудился.

9. Детям с диабетом нужны особенные условия обучения

Диабет считается инвалидизирующим заболеванием, поэтому ученику с диабетом создаются специальные условия в процессе обучения. Среди них разрешение на прием пищи во время уроков, а также возможность покинуть классную комнату при необходимости. Также сюда входит возможность переносить контрольные при снижении или повышении уровня сахара (это влияет на мышление).

10. Диабет 1 типа – непредсказуемое заболевание

Каждый организм индивидуален. Даже если диабетик следует плану лечения, существует возможность того, что он проснется с низким уровнем сахара. Такие неожиданности ложатся эмоциональным, физическим и финансовым бременем на всю семью. Нужно знать, что возможны непредсказуемые ситуации, и с пониманием относиться к пропускам и не выполненным домашним заданиям.

11. Сочувствие и понимание имеют большое значение

К ученикам с диабетом нужно относиться не только требовательно, но и с толикой милосердия. Диабет не дает возможности полностью контролировать жизнь, поэтому никогда нельзя давать ребенку с диабетом понять, что болезнь влияет еще и на его успехи в школе.

12. Стресс, болезни, физические нагрузки и переживания влияют на уровень сахара

Стресс и болезни вызывают стремительное повышение уровня сахара. Физическая активности приводит к его понижению. Волнения могут как повышать, так и снижать его в зависимости от обстоятельств и самого ребенка.

Если день в школе прошел необычно, нужно следить за учеником внимательнее – сонливость, раздражительность, потливость и растерянность – все это повод ободрить и успокоить ребенка, чтобы он смог проверить и скорректировать уровень сахара.

13. Ученик имеет право на конфиденциальность личной информации

Некоторым детям не хочется, чтобы об их диабете знал кто-нибудь другой, и это их право. Учитель не имеет права рассказывать об этом посторонним лицам, если ученик и его родители не дали на это разрешения. Исключением является медицинский персонал, которому необходимо знать о состоянии ученика.

Источник: https://xn--80aa4apjd3a.com/aktual-no/13-veshej-kotorye-dolzhny-znat-uchitelya-o-diabete-1-tipa-10318713.html

Школа здоровья для людей с сахарным диабетом

Комментариев:<\p>

Рейтинг: 32

Количество людей, болеющих сахарным диабетом в России, на сегодняшний день насчитывает миллионы и довольно быстро прогрессирует. Каждые 12-15 лет количество пациентов, болеющих сахарным диабетом, удваивается. Школа диабета — тот инструмент, который сегодня на «отлично» справляется со своей миссией: нести необходимую информацию для людей с сахарным диабетом.

Главной целью Школы для больных сахарным диабетом является проведение занятий для пациентов врача эндокринолога по обучению их методам самоконтроля, приспособлении назначенного лечения к индивидуальным условиям жизни, предотвращению хронических и острых симптомов имеющегося заболевания.

В чем сущность заболевания «сахарный диабет»?

Сахарный диабет как заболевание был знаком уже в древнем Египте в далеком 170 году до нашей эры. Но причина возникновения выяснилась всего лишь к окончанию прошлого века. И выявилась она при проведении экспериментальной операции по удалению у пса поджелудочной железы. Последствием такого медицинского вмешательства у прооперированного животного явилось развитие сахарного диабета.

По прошествии небольшого времени в 1921 году студенту и молодому лекарю медицинского факультета удалось из поджелудочной железы пса выделить субстанцию, при помощи которой в организме, точнее, в крови происходит понижение уровня сахара. Субстанция получила известное на сегодняшний день название — инсулин. Первый пациент, которому в 1922 году сделали инъекции препарата, прожил долгую полноценную жизнь.

По прошествии двух лет вслед за открытием инсулина доктор из Португалии пришел к выводу, что сахарный диабет является не просто болезнью, а представляет собой совершенно особенный тип жизни пациентов.

Так, в мире возникла первая школа для людей, болеющих сахарным диабетом. Теперь подобные школы имеются во многих развитых странах мира.

Пациенты с диагнозом сахарный диабет наряду со своими родными получают необходимые для жизни знания о болезни и возможность стать полноценными членами современного мира вопреки поставленному диагнозу.

Разновидности заболевания и их особенности

Сахарный диабет — это неизменно увеличенный уровень сахара в составе крови. И такое определение далеко не случайность, так как все усугубления в организме пациента связаны прежде всего с завышенным уровнем сахара в крови.

И умение пациента виртуозно распоряжаться своим самочувствием, удерживая сахар в крови на нормальном уровне, превратит болезнь из серьезного недомогания в особенный тип жизни, придерживаясь которого возможно избежать серьезных проблем со здоровьем.

Образ жизни, которого придется придерживаться больному человеку, прежде всего, зависит от установленного у него типа сахарного диабета.

Существуют 2 вида диабета:

  1. I тип — инсулинозависимый, формируется у человека со сниженным производством инсулина в организме. Чаще всего он развивается у детей малого возраста, подростков и молодых людей. При развитии сахарного диабета 1 типа больной неизменно должен делать себе впрыскивание инсулина.
  2. II тип — инсулинонезависимый, может возникнуть даже при излишке инсулина в составе крови. При таком типе сахарного диабета инсулин недостаточен, чтобы нормализовать сахар в составе крови. Этот тип диабета возникает в зрелом возрасте, довольно часто после 40 лет. Его формирование связано с увеличенной массой тела. При II типе диабета порой достаточно всего лишь внести изменения в диету. А для того чтобы предотвратить тяжелые последствия диабета 2 типа требуется сбросить вес и усилить насыщенность физических нагрузок. При этом многие признаки диабета пропадают.

Реже встречаются специфические виды сахарного диабета.

Симптомы и признаки развития сахарного диабета

Диагноз сахарный диабет I типа подразумевает тот факт, что поджелудочной железой производится малое количество инсулина. В связи с этим глюкоза не попадает в клетки и ее количество в составе крови опасно повышается.

Читайте также:  После укола инсулина не снижается сахар: причины, что делать

У пациента появляется жажда, повышена утомляемость, ощущается сухость в ротовой полости, слабость, плохое заживление ран на коже, зуд слизистых и кожных покровов, выделяется повышенное количество мочи, наблюдается потеря в весе.

Для избавления всех вышеперечисленных симптомов и снижения количества сахара в крови нужен медицинский препарат инсулин.

Инсулин представляет собой белковый гормон, каковой вводится исключительно при помощи инъекций, так как в желудке он подвергается разрушению.

В случаях когда больной не отслеживает количество сахара, в крови и моче образуется ацетон, впоследствии это приводит к обморокам вплоть до комы или даже смерти.

Это и есть основные причины, по которым пациенту с сахарным диабетом просто жизненно необходимо проводить систематические замеры уровня сахара в крови. Этот несложный момент поможет систематически контролировать свое состояние.

Школа сахарного диабета: в чем ее преимущества для больного?

На нынешний день уже не подвергается сомнениям то, что без наличия у пациента грамотности достичь хороших результатов в профилактике без серьезных осложнений — задача просто нереальная. От ответственности и скрупулезности больного во многом зависит его состояние здоровья.

Занятия в школе диабета — передовое решение в профилактике и лечении сахарного диабета. Как правило, справляться самостоятельно с таким заболеванием достаточно сложно и проблематично, поскольку нужно владеть информацией, о том, каким образом подсчитать необходимое для введения количество инсулина и, главное, как избежать либо предотвратить возникшие вдруг осложнения.

Совершенно недостаточным оказывается получение сугубо теоретических знаний, большее значение все-таки отводится практическим навыкам, чем и занимаются специалисты таких школ. В группах содержится не более 8-10 человек, что позволяет заниматься в режиме индивидуального подхода к каждому больному.

Какие знания получают посетители школы диабета? Обучение самоконтролю пациентов, больных сахарным диабетом, включает в себе:

  • диагностирование количества сахара в моче пациента (глюкозурия);
  • систематическая сдача крови на содержание сахара;
  • установление количества ацетона в составе мочи;
  • умение грамотно анализировать полученные результаты;
  • умение учитывать физическую активность наряду с режимом питания;
  • умение правильно отрегулировать количество доз инсулина, учитывая показания количества сахара в составе крови при разнообразных дневных ситуациях;
  • постоянный контроль за массой тела;
  • проверка АД.

Производить измерения возможно при помощи специализированных реактивных полосок прямо перед приемами инсулина. В большинстве случаев пациенты измеряют уровень сахара перед принятием пищи.

Дополнительные измерения проводятся по надобности перед отходом ко сну и в случаях ухудшения самочувствия.

Корректировать каждодневные дозы инсулина, соответствующие персональному режиму питания и типу жизни, возможно только при многократных измерениях наличия сахара в крови.

Если пациент знает свой уровень, содержащийся в крови сахара на данный момент, он может:

  • уточнить, какое количество инсулина нужно ввести в организм на данный момент;
  • узнать, достаточна ли введенная доза инулина;
  • каким образом можно изменить вводимую дозу инсулина перед физической нагрузкой;
  • каким образом возможно изменить дозу инсулина в случае какой-либо болезни.

Для независимого, самостоятельного измерения количества сахара возможно использование визуальных тестовых полос или же глюкометра, которые в широком ассортименте представлены на прилавках аптек.

1-ый тип и 2-ой тип диабета: как происходит контроль?

При диагностировании сахарного диабета 1-го типа контроль за сахаром совершают 4 раза на протяжении дня — 3 раза перед употреблением пищи и 1 раз перед отходом ко сну.

При диагностировании у пациента заболевания сахарного диабета 2-го тира проверка производится так же часто, как и при диабете 1-го типа, при условии, что заболевший находится на инсулинотерапии.

Пациенту просто жизненно необходимо уметь без ошибок высчитывать ХЕ (т.е. хлебную единицу), так как производить подсчет нужно при всяком приеме пищи. Кроме того, требуется корректно высчитывать и пищевую ценность (калорийность) употребляемых продуктов.

Пациенты с диагнозом «сахарный диабет», знающие систему хлебных единиц, могут с легкостью подсчитать количество углеводов, находящиеся в еде, которую они намереваются употребить в пищу. Следовательно, на основании полученных цифр возможно более легко и наиболее точно рассчитать, какую дозу инсулина следует ввести для короткого действия.

Школа диабета жизненно необходима пациентам и их близким родственникам, поскольку именно здесь человек учится самоконтролю: кроме самостоятельного определения на дому доли сахара в составе крови, но еще и навыки изменения количества сахара, основываясь на полученных показателях производимого лечения. Школа для больных сахарным диабетом на сегодняшний день является одним из главных звеньев излечения и предотвращения усугубления состояния здоровья.

Источник: https://saharvnorme.ru/zhizn/shkola-diabeta.html

Сахарный диабет и школа: инъекции в коридоре, еда с собой | Милосердие.ru

Фото с сайта 7ya.ru

«Сахарный диабет неделю ждать не будет, — заявила заведующая отделением эндокринологии Морозовской детской больницы Ирина Рыбкина на круглом столе, посвященном проблемам детей, больных сахарным диабетом (13 ноября в Москве).

— Даже получив направление на анализ, некоторые родители не сразу ведут детей проверять уровень глюкозы в крови.

И это притом, что такие направления в медицинских учреждениях зачастую выдают слишком поздно, не обращая внимания на характерные симптомы», — заявила врач.

Среди родителей детей, больных сахарным диабетом, был проведен опрос, в котором приняли участие более 900 человек. Оказалось:

«Участковый педиатр, дежурная скорая и две городские детские больницы отказывались мне верить, что у ребенка диабет, отказывались брать кровь на сахар и довели ребенка до предкомы»; «Диагноз изначально ставили гнойную ангину. Ангины не оказалось, врач капал глюкозу, не дождавшись анализов. В итоге кома», — такие комментарии оставляли родители, участвовавшие в опросе.

В 54% случаев от появления первых симптомов диабета до постановки диагноза проходит от одного до двух месяцев, а в 19% случаев – до года.

Сахар в крови проверяется редко, иногда врач назначает анализ только после настойчивых просьб родителей, отметил Петр Родионов, руководитель секции «Медицина и фармацевтика» Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

В связи с этим нужна «просветительская работа врачей-эндокринологов среди своих коллег педиатров и среди родителей», — считает Ирина Рыбкина. Московские эндокринологи уже начали проводить выездные семинары для сотрудников районных поликлиник, сообщила она.

Информационную кампанию, посвященную сахарному диабету, необходимо проводить не только в поликлиниках, но и в образовательных учреждениях, сказал Петр Родионов. По его словам,

«Не берут в детский сад»

Фото с сайта o-krohe.ru

С отказом принять ребенка с диабетом в детский сад или школу сталкивались 57% опрошенных родителей. Между тем никаких правовых оснований для подобных отказов нет.

«Если мы посмотрим на нормативно-правовые акты, которыми должны руководствоваться муниципалитеты и регионы, а в нашем случае это Закон об образовании, то там обозначена единственная возможность, когда ребенку может быть отказано в приеме в образовательную организацию: это фактическое отсутствие мест. Никаких других причин быть не может», — подчеркнул Евгений Сильянов, директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки России.

«Нигде не написано: «Кроме детей с ОВЗ», или «кроме детей с инвалидностью». Там написано о стопроцентном охвате», — подчеркнул чиновник.

«Надо проводить работу как с образовательными учреждениями, так и с родителями, чтобы они знали, какие у них есть права», — резюмировал Петр Родионов.

Инъекции в туалете и в коридоре?

Фото с сайта pikabu.ru

Ребенок с сахарным диабетом, поступивший в школу или детский сад, сталкивается с двумя серьезными проблемами:

— во-первых, отсутствие сотрудника, способного распознать симптомы ухудшения его состояния и оказать помощь

— во-вторых, отсутствие специального питания

Инструкции Минздрава ставят школьную медицинскую сестру в такое положение, что, как бы она ни хотела оказать помощь ребенку с сахарным диабетом, она не имеет на это права, заявила Эльвира Густова, президент Московской диабетической ассоциации больных сахарным диабетом.

«Медсестра может диспансеризацию организовать, списки подать, отвести детей в поликлинику. Если ребенку плохо, она может вызвать скорую помощь. Все, — сказала Густова «Милосердию.

ru» — У нее в инструкциях так расписано: она должна либо отвести ребенка в поликлинику, либо, если ребенок с диабетом потерял сознание, вызвать скорую помощь и поставить в известность родителей».

Кроме того, медсестра бывает в школьном медицинском кабинете далеко не каждый день.

Медицинский кабинет должен быть постоянно открыт, медсестра должна иметь право проконтролировать, или, если сможет, сама произвести замер уровня сахара в крови; создать условия для того, чтобы ребенок мог сделать инъекцию инсулина, или оказать ему помощь по проведению инъекции; оказать помощь в случае гипогликемии. В должностных инструкциях медсестры, работающей в школьном кабинете, должно быть это», — подчеркнула Эльвира Густова.

«Есть приказ министерства здравоохранения № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Там четко обозначены и требования к медицинской сестре, и ее должностные регламенты . Насколько я знаю, коллеги из Минздрава работают над изменениями в этот приказ.

Проблема с организацией медицинского сопровождения в образовательных организациях есть, и ее надо решать», — сказал Евгений Сильянов.

Мы надеемся, что у детей появится доступ в медицинский кабинет, чтобы они не делали себе инъекции в туалете или в коридоре», — сказал Петр Родионов.

По инициативе Минобрнауки разработан межведомственный план на 2018-2020 годы, направленный на «решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья», сообщил Евгений Сильянов. Среди мероприятий, предусмотренных в плане, упоминается разработка информационных материалов и даже специальной программы подготовки для педагогов. В частности,

«Носим еду из дома»

Фото с сайта detki.co.il

Что касается питания, то детям с сахарным диабетом приходится носить еду с собой, не пользуясь школьными столовыми. «Носим еду из дома»; «Завтраки мы не едим, так как каши очень сладкие, по той же причине не пьем приторный чай и компот», — рассказывают родители. Хотя бывают и исключения: «Если что-то мы не кушаем, то столовая меняет еду, идут нам навстречу».

«Если посмотреть в тот же самый СанПиН, то пункт 15.13 говорит о том, что допускается замена блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом», — отметил Евгений Сильянов. «Но на местах этот вопрос решается в зависимости от понимания руководителя той или иной образовательной организации. Где-то идут навстречу, а где-то нет», — отметил он.

В качестве примера чиновник привел случай, когда в одном из регионов образовательная организация заключила контракт с комбинатом питания, не предусмотрев необходимость специального питания для детей с диабетом.

Детям с диабетом необходима психологическая поддержка

Многие дети с сахарным диабетом (76%) испытывают психологические переживания, вызванные заболеванием:

Родители так объясняют причины переживаний своих детей: «Часто говорит, почему это с ним случилось и что это на всю жизнь»; «Стыд из-за того, что на людях приходится взвешивать еду, измерять сахар»; «Неверное представление большинства окружающих о причинах заболевания (бытует мнение, что слишком много ел конфет)».

«Западный опыт показывает, что ребенок, заболевший сахарным диабетом, сначала обращается к психологу, потом к диетологу, и только потом к эндокринологу. В нашей стране психологическая помощь только начинает оказываться инсулинозависимым детям», — сказала Наталья Лебедева, президент благотворительного фонда помощи инсулинозависимым детям и беременным женщинам «Быть вместе».

Подросток устает думать: «Могу ли я съесть яблоко?»

Фото с сайта pixabay.com

Большинству детей (68%) трудно самостоятельно контролировать свое заболевание: измерять уровень сахара в крови, рассчитывать суточную дозу инсулина и своевременно вводить ее. «Родители вынуждены иногда бросать работу, чтобы помогать ребенку, находящемуся в дошкольном учреждении или в начальных классах, рассчитывать суточную дозу», — подчеркнул Петр Родионов.

Подросток с сахарным диабетом «устал от своей болезни, устал измерять сахар в крови каждый день, устал думать, «могу ли я съесть яблоко», потому что перед тем, как съесть это несчастное яблоко, надо и сахар в крови измерить, и инсулин подколоть», отметила Ирина Рыбкина.

Самая отвратительная компенсация у людей от 15 до 25 лет. К идеальной компенсации люди возвращаются уже после 40 лет, когда понимают, что за собой надо следить».

Поскольку после 14 лет ребенок еще не способен полноценно контролировать течение своей болезни, вновь встает вопрос о продлении инвалидности по сахарному диабету до 18 лет. Петр Родионов сообщил, что по результатам круглого стола планируется обратиться в Минтруд с просьбой вновь рассмотреть такую возможность. «Это хроническое заболевание, к сожалению, оно никуда не уходит», — подчеркнул он.

«Мы выпрашиваем наши расходники»

Фото с сайта youiron.ru

По данным опроса, у 50% семей, где есть ребенок с сахарным диабетом, ежемесячные траты на приобретение лекарств и расходных материалов варьируются от 10 до 20 тысяч рублей.

Читайте также:  Новонорм: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги и лекарственное взаимодействие

«Инсулины все дети и подростки нашей страны получают бесплатно, — заявила Ольга Безлепкина, заместитель директора Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России. – Нет такого, чтобы родители покупали инсулины.

Следующий вопрос — средства самоконтроля, пресловутые тест-полоски. Есть стандарт амбулаторный, где прописано четыре полоски на ребенка в сутки.

Четыре – средняя цифра, обеспеченная государством, и меньше этого количества ребенок не получает. Гипотетически, чем чаще ребенок измеряет уровень сахара, тем лучше мы можем контролировать диабет.

Но даже если мы дадим ребенку 20 полосок, он не будет 20 раз в день колоть палец и проверять уровень сахара», — считает она.

«Четыре тест-полоски взялись из международных рекомендаций, — пояснила Ирина Рыбкина. — Было такое исследование, которое говорит об измерении глюкозы в крови перед каждым приемом пищи.

Когда идет коррекция дозы, врач-эндокринолог просит дополнительно измерять уровень сахара в крови через два часа после приема пищи, это та точка, когда мы можем предупредить или повышение, или снижение уровня глюкозы.

<\p>

Подростку, может быть, достаточно четырех полосок, а маленькому ребенку может понадобиться и восемь тест-полосок в день».

Как показал опрос, большинству детей не хватает тест-полосок, выдаваемых бесплатно. «Сказать, что нас хорошо обеспечивают тест-полосками — нет.

Каждый раз, приходя к эндокринологу, мы выпрашиваем наши расходники», — призналась мама Никиты, мальчика с сахарным диабетом. «В нашей болезни самое главное – мониторинг сахара.

Если честно, я не понимаю, как можно достичь хорошей компенсации с четырьмя тест-полосками в день, — сказала мама другого ребенка. – В первый месяц мы измеряли сахар по 15 раз в день».

— Мы по результатам нашего круглого стола обязательно обратимся к Минздраву, чтобы взять ситуацию с закупками расходных материалов под контроль не только в Москве, но и в регионах, чтобы довести в регионах, как минимум, до четырех тест-полосок. Может быть, стоит пересмотреть клинические рекомендации и ввести дифференцированный подход, например, увеличить количество тест-полосок на начальном этапе для детей младшего возраста».

По мнению Эльвиры Густовой, необходимо также включить в ЖНВЛП расходные помпы для инсулиновых помп.

«Помпа – это высокотехнологичная помощь, которая оказывается бесплатно. Но расходные материалы к ней родители вынуждены приобретать за свой счет», — пояснила она.

«От мониторинга с тест-полосками пальцы превращаются в мясо»

Тест-полоски – не единственный и не лучший способ контролировать заболевание. «От мониторинга с помощью тест-полосок пальцы превращаются в мясо, все исколоты, — рассказала мама девочки, больной сахарным диабетом. – Нужно, чтобы в России были сертифицированы высокотехнологичные системы мониторинга.

Речь идет о таких приборах, как, например, Libre.

Если в регионах родителям приходится нести расходы на дополнительные тест-полоски, то основные траты московских семей – на непрерывный мониторинг, который пока не входит в рамки обязательного медицинского страхования, отметила Ирина Рыбкина. «Это новые приборы, они прекрасны, они во многом облегчают работу врача и помогают нашим детям», — добавила она.

Впрочем, они пока что не слишком сильно распространены и на Западе, как и инсулиновые помпы.

«30-50% детей в Соединенных Штатах и Европе обеспечены инсулиновыми дозаторами и средствами непрерывного мониторинга. Стопроцентное «покрытие» есть только в Словении. Там все дети на инсулиновых помпах самых последних моделей и с непрерывным мониторингом, — рассказала Ирина Рыбкина. — В Москве у нас обеспечены мониторами 35% на конец прошлого года».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/saharnyj-diabet-shkola-inektsii-v-koridore-eda-s-soboj/

Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет

Главная Для диабетика Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет

«Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет в школе и детском саду»

Памятка рекомендована учителям (воспитателям), работающим в школьных и дошкольных учебных заведениях, которые посещают дети и подростки с диагнозом сахарный диабет.

 ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?

Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня.

В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль/л. При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль/л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена.

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания.

К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность, перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации.

Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови.

Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких родственников. А также важное место занимает школа и детский сад. Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании.

Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога.

КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ:

ГИПОГЛИКЕМИЯ

 Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови.

Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток):

— сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую) или после физической нагрузки;

— пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало;

НЕОБХОДИМО

Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры. Так как дети в раннем возрасте, плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям.

Симптомы гипогликемии:

  • чувство слабости;
  •  повышенные нервозность, волнение, агрессивность;
  •  сильная потливость;
  •  тошнота;
  • плаксивость;
  • ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений;
  • дрожание рук и озноб;
  • возможная потеря сознания.

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать.

 Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок, контрольная или экзамен и т.д), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр., стакан сладкого чая или компота, съесть конфету (карамельку), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

 Действия учителя (воспитателя):

При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное.

При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел (печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим.

Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка (подростка) на уровень гликемии.

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям.

Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать «скорую помощь». Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость — он может захлебнуться.

Гипогликемия — единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях) и других мероприятиях.

Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое.

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом.

Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет (почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза.

 Здесь много сложностей — не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете: опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить.

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно.

Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина.

Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи. Однако, психологически этот возраст, с учетом заболевания, является очень сложным.

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии — не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим, осуществлять самоконтроль и т.д.

 Поэтому для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело.

 ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови «набирается» не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого.

Причины повышения уровня сахара крови бывают разные:

малое количество инсулина — неправильно подобранная его доза;

любой стресс, заболевание и т.п.

При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников.

Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти.

Если же учитель совершит ошибку, заметив: «Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!», это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.

Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии), особенно в классе, во время спортивных со­ревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсии.

 2.  Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убеди­тесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

 3.   Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой — только с сопровождающим.

 4.    Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать.

 5.    Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и осо­бенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребе­нок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо, пожалуйста, прислу­шайтесь к нему и примите правильное решение.

 6.   Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом осо­бого внимания. Они должны в равной мере вы­полнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы.

 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабе­т чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

На мероприятие (экскурсию), можно при­гласить родителей (родственников) ребенка, которые смогут проконтролировать своего ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет.

Источник: http://diabet-spb.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-uchiteley-shkoly-gde-uchatsya-deti-s-saharnym-diabetom

Школа сахарного диабета – первый шаг к полноценной жизни

Школа сахарного диабета – первый шаг к полноценной жизни

Читайте также:  Санатории для диабетиков и особенности санаторно-курортного лечения

По разным данным, от 2 до 7% населения земного шара страдает от сахарного диабета, и многие из них, узнав о своем диагнозе, быстро падают духом, а ведь это заболевание – далеко не приговор.

Подтверждением тому может служить школа сахарного диабета в МЦ «Винцера», которую изо дня в день посещают десятки пациентов.

В чем же суть обучения и почему его стоит посетить, если вам поставили такой диагноз?

Специалисты-эндокринологи утверждают, что многим людям, заболевшим диабетом, недоступна информация об этом заболевании – о его возникновении, течении и способах лечения. Школа сахарного диабета делает все для того, чтобы пациенты могли не просто получить максимально полную информацию о своем диагнозе, но и адекватно принять его, продолжая радоваться жизни.

Чему учат в школе сахарного диабета?

  • Относиться к заболеванию как к новому образу жизни, обрести психологическое спокойствие и продолжать жить полноценной жизнью.
  • Налаживать правильный режим питания и режим физических нагрузок, ведь мнение, что пациентам с таким диагнозом нужно ограничивать физическую активность, – ошибочно.
  • Обучение помогает избежать неприятностей, которые могут возникнуть на любом этапе по причине неосведомленности пациента.

В чем особенность системы обучения?

Занятия в школе проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме, а главный принцип – от простого к сложному – заложен в каждом из пяти занятий курса. Это позволяет любому пациенту максимально полно усвоить информацию и научиться использовать ее на практике, чтобы чувствовать себя уверенно при любых обстоятельствах.

Какие темы изучаются в школе?

В процессе обучения гармонично подается теоретический и практический материал, поэтому школа сахарного диабета будет полезной каждому пациенту.

  1. На первом занятии специалисты рассказывают о причинах возникновения и течении болезни, об опасности этого диагноза и объясняют различия заболевания 1 и 2 типа.
  2. Второе занятие знакомит с основными показателями заболевания – уровнем гликемии в моче и гликозилированным гемоглобином – и обучает вести дневник больного для полноценного самоконтроля.
  3. На третьем занятии речь идет об осложнениях, которые могут развиться на фоне болезни.
  4. Четвертое занятие знакомит со способами лечения заболевания, основными препаратами и правилами их приема.
  5. На пятом занятии специалисты дают практические рекомендации по питанию, рассматривая проблему в ракурсе избыточного веса.

Записаться на обучение в МЦ «Винцера» можно в любое время по тел. 8 (495) 491-83-91, уточнив предварительно расписание занятий. Сахарный диабет – это не приговор, об этом знают все слушатели школы, которые учатся жить новой полноценной жизнью.

Источник: http://vincera.ru/index.php?id=176

Школа сахарного диабета 2 типа лечение сд

ШКОЛА САХАРНОГО ДИАБЕТА 2 ТИПА

ЛЕЧЕНИЕ СД 2 ТИПА Питани е Физическая активность Сахаросни жающие препараты Обучение и самоконтроль

Обязательные разделы обучающих программ: общие сведения о СД питание физическая активность самоконтроль гликемии сахароснижающие препараты инсулиноте рапия гипогли кемияпоздние осложне ния СД контрольн ые обследова ния при СД

Большая часть времени в процессе обучения должна быть посвящена практической отработке навыков Обучение может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах больных Индивидуальное обучение может проводиться с любым пациентом Обучение больных проводится специально подготовленными медицинскими работниками

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПИТАНИЮ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ Питание должно быть частью терапевтического плана и способствовать достижению целей при любом варианте терапии Формирование стиля питания, отвечающего актуальным терапевтическим целям Всем пациентам с избыточной массой тела/ожирением рекомендуется ограничение калорийности Резкие, нефизиологические ограничения в питании и голодание противопоказаны С точки зрения общего здоровья, следует рекомендовать потребление углеводов в составе овощей, цельнозерновых, молочных продуктов, в противовес другим источникам углеводов, содержащих дополнительно насыщенные или транс жиры, сахара или натрий.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ Не доказана польза от употребления в виде препаратов витаминов (в отсутствие признаков авитаминоза), антиоксидантов, микроэлементов, а также каких-либо пищевых добавок растительного происхождения при СД Допустимо умеренное потребление некалорийных сахарозаменителей. Употребление алкогольных напитков возможно в количестве не более 1 условной единицы для женщин и 2 условных единиц для мужчин в сутки (но не ежедневно)

В ДИЕТУ РАЗРЕШАЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ: Хлеб ихлебобулочные изделия— преимущественно черный хлеб Супы наовощном отваре, наслабом мясном ирыбном бульоне снебольшим количеством овощей Блюда измяса иптицы (говядина, телятина, нежирная свинина, индейка, кролик вотварном или заливном виде).

Блюда изрыбы, преимущественно нежирной (судак, треска, щука, навага, сазан идр. вотварном или заливном виде) Блюда игарниры изовощей (лиственная зелень, капуста (белокочанная, цветная), салат, брюква, редис, огурцы, кабачки, картофель, свекла, морковь) ввареном, сыром ипеченом виде.

Блюда игарниры изкруп, бобовых, макаронных изделий (вограниченном количестве, изредка, уменьшая при этом количество хлеба врационе) Блюда изяиц (неболее 2 штук вдень ввиде омлета или всмятку, атакже для добавления вдругие блюда) Кислые исорта фруктов иягод (яблоки антоновские, лимоны, апельсины, красная смородина, клюква идругие) Молоко— поразрешению врача, кефир, простокваша (всего 1 -2 стакана вдень), творог (50 -200 граммов вдень) внатуральном виде или ввиде творожников, сырников ипудингов. Неострые соусы наовощном отваре суксусом, кореньями, атакже молочные Чай смолоком, кофе некрепкий, томатный сок, соки Сливочное масло, растительное масло

ПРОТИВОПОКАЗАНЫ: конфеты, шоколад, кондитерские изделия, сдобу, варенье, мёд, мороженое идругие сладости острые, пряные, солёные икопчёные закуски иблюда, бараний исвиной жир перец, горчицу алкогольные напитки виноград, бананы, изюм сахар допускается лишь внебольших количествах поразрешению врача

САХАРОЗАМЕНИТЕЛИ – МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ? • Этому были посвящены исследования:

АДЪЮНКТ-ПРОФЕССОР ГРЕГ НИЛИ И ЕГО КОЛЛЕГИ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА СИДНЕЯ УСТАНОВИЛИ, ПОЧЕМУ САХАРОЗАМЕНИТЕЛИ УСИЛИВАЮТ АППЕТИТ Результаты исследования: • употребление искусственных сахарозаменителей может вызывать чувство голода, что приводит к употреблению большего количества пищи • искусственные сахарозаменители провоцируют гиперактивность и бессонницу, а также ухудшают качество сна • искусственные заменители сахара могут изменять восприятие сладости пищи, нарушая баланс между сладостью и содержанием энергии, что, в свою очередь, увеличивает количество употребления пищи

В ЖУРНАЛЕ NATURE ОПУБЛИКОВАНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ДЕМОНСТРИРУЮЩЕГО, ЧТО УПОТРЕБЛЕНИЕ В ПИЩУ САХАРОЗАМЕНИТЕЛЕЙ ПРИВОДИТ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ТИПИЧНЫМ ДЛЯ СОСТОЯНИЯ ОЖИРЕНИЯ, А ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ТАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИВУЩИЕ В НАС МИКРООРГАНИЗМЫ.

Результаты исследования: • употребление сахарозаменителей приводит к дисбактериозу — прямо или опосредованно — к подавлению определенных, пока еще не известных науке кишечных микробов, которые выделяют специальные вещества, ограничивающие накопление сахара в крови

ИССЛЕДОВАНИЯ В ЖУРНАЛЕ NATURE, ПРЕДПОЛОЖИЛИ, ЧТО С ШИРОКИМ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ САХАРОЗАМЕНИТЕЛЕЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ МНОЖЕСТВА НАПИТКОВ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, СВЯЗАНА ЭПИДЕМИЯ ОЖИРЕНИЯ И ДИАБЕТА Результаты исследования: • искусственные подсластители могут, наоборот, способствовать развитию ведущего к диабету нарушения обмена веществ, негативным образом влияя на состав и функции кишечной микрофлоры • искусственные подсластители активизируют определенный вид кишечных бактерий. Эти микроорганизмы выделяют вещества, провоцирующие запуск каскада биохимических реакций, приводящих в итоге к нарушению способности организма нормально утилизировать глюкозу.

У БОЛЬНЫХ СД 2 ТИПА, ПОЛУЧАЮЩИХ ИНСУЛИН ИЛИ ПЕРОРАЛЬНЫЕ САХАРОСНИЖАЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ СЕКРЕЦИЮ ИНСУЛИНА (И КРАЙНЕ РЕДКО – ДРУГИЕ САХАРОСНИЖАЮЩИЕ СРЕДСТВА), ФА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ГИПОГЛИКЕМИЮ

ШВЕЦИЯ СТАЛА ПЕРВОЙ СТРАНОЙ В МИРЕ, ГДЕ ОФИЦИАЛЬНАЯ ДИЕТОЛОГИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ОТ КОНЦЕПЦИИ НИЗКОКАЛЛОРИЙНОГО ПИТАНИЯ

ШВЕДСКИЙ СОВЕТ ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЯОТКАЗАЛСЯ ОТ КОНЦЕПЦИИ НИЗКОЖИРОВОГО ПИТАНИЯ В ПОЛЬЗУ ПРИНЦИПА LCHF “МЕНЬШЕ УГЛЕВОДОВ, БОЛЬШЕ ЖИРОВ” • “ Отныне сливочное и оливковое масло, жирные сливки и бекон — это не вредно, а вовсе наоборот, — пишет Андреас Энфельдт в своем блоге, — Жир — это лучший способ сбросить лишний жир. И нет никакой связи между жирной пищей как таковой и сердечно-сосудистыми заболеваниями”. Это слова практикующего врача-диетолога, причем, одного из самых известных во всей Скандинавии и Западной Европе, автора бестселлера “Революция в еде”.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Физическая активность подбирается индивидуально, с учетом возраста больного, осложнений СД, сопутствующих заболеваний, а также переносимости Рекомендуются аэробные физические упражнения продолжительностью 30– 60 минут, предпочтительно ежедневно, но не менее 3 раз в неделю. Суммарная продолжительность – не менее 150 минут в неделю.

Противопоказания и меры предосторожности – в целом определяются наличием осложнений СД и сопутствующих заболеваний Дополнительные факторы, ограничивающие физическую активность при СД 2 типа: ИБС, болезни органов дыхания, суставов и др. Риск ИБС требует обязательного проведения ЭКГ (по показаниям – нагрузочных проб и т. д.

) перед началом программы ФА.

СВЯЗЬ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ И РИСКОМ РАЗВИТИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА Данной проблеме были посвящены два исследования:

УЧЁНЫЕ ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОЛЛЕДЖА ЛОНДОНА И КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВЫЯСНИЛИ, ЧТО РИСК РАЗВИТИЯ СД СНИЖЕН У ТЕХ, ЧЬЯ ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОСТАВЛЯЕТ МИНИМУМ 150 МИН В НЕДЕЛЮ Результаты исследования: • физические нагрузки даже меньше нормы оказывают положительное действие • значительное увеличение физических нагрузок снижает риск развития СД

УЧЁНЫЕ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА ОТАГО ИЗУЧАЛИ СВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ГЛЮКОЗЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОГУЛКИ Результаты исследования: • уровень глюкозы в контрольной группе, где прогулки совершались 3 раза в день после еды снизился на 12%, а прогулки после ужина – на 22% • необходимо двигаться после каждого приёма пищи

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ Основа лечения – изменение образа жизни: рациональное питание и повышение физической активности Мониторинг эффективности сахароснижающей терапии по уровню Нb. А 1 с осуществляется каждые 3 мес. Оценивать темп снижения Нb. А 1 с.

Стратификация лечебной тактики в зависимости от исходного уровня Hb. A 1 c, выявленного при постановке диагноза СД 2 типа. Изменение (интенсификация) сахароснижающей терапии при ее неэффективности (т. е. при отсутствии достижения индивидуальных целей Нb.

А 1 с) выполняется не позднее чем через 6 мес.

МОНИТОРИНГ БОЛЬНЫХ СД 2 ТИПА БЕЗ ОСЛОЖНЕНИЙ Показатель Частота обследования Самоконтроль гликемии В дебюте заболевания и при декомпенсации – ежедневно несколько раз! В дальнейшем в зависимости от вида сахароснижающей терапии: – на интенсифицированной инсулинотерапии: не менее 4 раз ежедневно; – на пероральной сахароснижающей терапии и/или агонистах рецепторов ГПП-1 и/или базальном инсули- не: не менее 1 раза в сутки в разное время + 1 глике- мический профиль (не менее 4 раз в сутки) в неделю; – на готовых смесях инсулина: не менее 2 раз в сутки в разное время + 1 гликемический профиль (не менее 4 раз в сутки) в неделю; – на диетотерапии: 1 раз в неделю в разное время суток Нb. А 1 с 1 раз в 3 месяца Непрерывное мониторирование уровня глю- козы крови (CGM) По показаниям Общий анализ крови 1 раз в год Общий анализ мочи 2 раза в год Микроальбуминурия 2 раза в год

Биохимический анализ крови (белок, общий холестерин, ХЛВП, ХЛНП, триглицериды, билирубин, АСТ, АЛТ, мочевая кислота, мочевина, креатинин, калий, натрий, расчет СКФ) Не менее 1 раза в год (при отсутствии изменений) Контроль АД При каждом посещении врача.

При наличии артериаль- ной гипертонии – самоконтроль 2 -3 раза в день ЭКГ 1 раз в год ЭКГ (с нагрузочными тестами при наличии > 2 факторов риска) 1 раз в год Консультация кардиолога 1 раз в год Осмотр ног При каждом посещении врача Оценка чувствительности стоп Не реже 1 раза в год, по показаниям – чаще Проверка техники и осмотр мест инъекций инсулина Не реже 1 раза в 6 мес. Осмотр офтальмолога (офтальмоскопия с широким зрачком) 1 раз в год, по показаниям – чаще Консультация невролога По показаниям Рентгенография грудной клетки 1 раз в год

ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ Оно должно обеспечивать больных знаниями и навыками, способствующими достижению конкретных терапевтических целей Обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении.

В школу диабета направляются больные, не проходившие обучения (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение (повторные циклы), для поддержания уровня знаний и мотивации или при появлении новых терапевтических целей Для обучения используются специально разрабатываемые структурированные программы, адресованные конкретному контингенту больных Школы диабета создаются на базе поликлиник, стационаров и консультативно-диагностических центров. Содержание обучающих программ должно соответствовать принятым стандартам диагностики и лечения СД, а их структура – учитывать основные принципы педагогики

БАЗИСНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ШКОЛЫ ДИАБЕТА: структурированны е программы обучения с набором наглядных пособий доска школьная или маркерная глюкометры и тест-полоски образцы препаратов и средства введения инсулина весы для взвешивания продуктов

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ ГЛЮКОЗЫ КРОВИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ГЛЮКОМЕТРЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. One touch Accu-Chek.

Для контроля уровня глюкозы крови в условиях лечебно-профилактических учреждений необходимо использовать глюкометры для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающие более высокой точностью измерений по сравнению с индивидуальными глюкометрами и выдерживающие многократные циклы дезинфекции в соответствии с хорошо валидированными методами, представленными производителем.

МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ГЛЮКОМЕТР НЕОБХОДИМО ДЕЗИНФИЦИРОВАТЬ ПОСЛЕ КАЖДОГО ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ГЛЮКОЗЫ КРОВИ У КАЖДОГО ПАЦИЕНТА ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ, ОБЛАДАЮЩИМИ ФУНГИЦИДНОЙ, АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЙ И ПРОТИВОВИРУСНОЙ АКТИВНОСТЬЮ, И НЕ ВЛИЯЮЩИМИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ГЛЮКОМЕТРА.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: http://present5.com/shkola-saxarnogo-diabeta-2-tipa-lechenie-sd/

Ссылка на основную публикацию